Хрусталик (polynkov) wrote,
Хрусталик
polynkov

Categories:

Преступления Вермахта, Waffen-SS, SD и полиции. "Пили бы баварское" Часть 1

Оккупационная экономика

19 февраля 1941 года состоялось совещание высшего руководства нацистской Германии, на котором обсуждалась будущая оккупационная политика Германии на Востоке. На совещании присутствовали Адольф Гитлер, рейхсмаршал Герман Геринг, руководство OKH и OKW. В результате, генералу Георгу Томасу (OKW) было поручено разработать концептуальные основы для «Экономической организации Ost» (Wirtschaftsorganisation Ost). Организационная схема была утверждена Герингом уже 19 марта 1941 года. Главным органом «Экономической организации Ost» был определен «Экономический штаб Ost» (Wirtschaftsstab Ost). Начальником штаба был назначен генерал-лейтенант Люфтваффе Вильгельм Шуберт.


Главными отделами штаба являлись отдел сельского хозяйства (La), армии (M) и экономики (W). Общая численность всего персонала организации составляла 18 000 человек гражданских служащих, солдат и офицеров.
В мае 1941 года в директиве экономического штаба “Ost” (WiStab Ost) была обозначена следующая концепция оккупационной политики Рейха на оккупированной территории Советского Союза:

«Россия под большевистской системой вышла из под влияния Европы, таким образом, нарушив европейское равновесие по разделению труда. Наша задача состоит в том, чтобы вернуть Россию в кооперационную европейскую систему, неизбежно разрушив современное экономическое равновесие в рамках СССР. Это ни при каких обстоятельствах не должно является сохранением прежней ситуации, а наоборот – полный отказ от прежней системы и включение экономики России в европейскую систему. Из этого следует неизбежное отмирание промышленности, как и большей части населения на субсидируемых территориях».

Источник - Christian Gerlach: Kalkulierte Morde. Die deutsche Wirtschafts- und Vernichtungspolitik in Weißrußland 1941 bis 1944. Hamburger Edition; November 2000. S. 50.
WiStab Ost, Gruppe La, Wirtschaftspolitische Richtlinien für Wirtschaftsorganisation Ost, Gruppe Landwirtschaft v. 23.5.1941, im weiteren zitiert nach: 1MT, Bd. 36, S. 135-157. Verglichen mit zwei Originalen: einem in der Akte »Sammlung Richtlinien, Rundschreiben, Erlasse« von WiStab Ost, Chefgr. La, des RMO und der Geschäftsgruppe Ernährung des Beauftr. VJP (BA-MA RW 31/144).

Отрывок из директивы WiStab Ost, отдел La от 23.5.1941:

«Из этого следует: выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие – прекращение снабжения всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры – Москву и Петербург…
Из всего этого следует, что немецкая администрация в этой области должна направить все усилия на то, чтобы смягчить последствия, несомненно, способного возникнуть голода и ускорить процесс натурализации. Необходимо стремиться к более интенсивному хозяйственному освоению этих областей в смысле расширения посевных площадей под картофель и другие важные для употребления высокоурожайные культуры. Но голод тем самым не удастся устранить. Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут или будут вынуждены переселиться в Сибирь. Попытки спасти это население от голодной смерти путем отправки туда излишков из черноземной зоны могут быть осуществлены только за счет ухудшения снабжения Европы. Они могут подорвать возможность Германии продержаться в войне и ослабить блокадную стойкость Германии и Европы. По этому вопросу должна быть абсолютная ясность».


Источник - Рейнгард Рюрупа: Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Берлин 1992. Издательство Argon-Verlag GmbH. с. 45.; WiStab Ost, Gruppe La, Wirtschaftspolitische Richtlinien für Wirtschaftsorganisation Ost, Gruppe Landwirtschaft v. 23.5.1941, im weiteren zitiert nach: 1MT, Bd. 36, S. 135-157. Verglichen mit zwei Originalen: einem in der Akte »Sammlung Richtlinien, Rundschreiben, Erlasse« von WiStab Ost, Chefgr. La, des RMO und der Geschäftsgruppe Ernährung des Beauftr. VJP (BA-MA RW 31/144).

Немецкий административный аграрный аппарат эксплуатации и учета.
Аппарат учета.
Отделения и группы сельского хозяйства гражданской и военной администрации курировали целый круг задач. В министерстве Востока (министр Розенберг) имелось 4 отделения: аграрной и экономической политики, отделение учета, производства, управления и организации. В областных комиссариатах имелось только три отделения: учета, производства и персонала. Связующим звеном между населением оккупированных территорий и административными инстанциями являлось так называемое «Центральное торговое общество» (ZO). ZO было основано 27 июня 1941 года и должно было заниматься:

а) закупкой продуктов сельского хозяйства у населения,
б) перепродажей этих товаров в Вермахт и Рейх и в городские учреждения питания,
в) снабжение советского населения промышленными товарами,
г) снабжение продовольствием промышленных предприятий,
д) курирование сельскохозяйственных предприятий и предприятий переработки.

Главный офис ZO Украины имел еще отдел экономических служебных инстанций и деловое отделение имперских комиссаров. Вся эта организация имела огромные масштабы: примерно 500 000 советских рабочих и служащих было задействовано в ее функционировании (показатель на лето 1943 года (немцев/русских): рейхскомиссариат Остланд 725/70496, центральный район 496/14463, Украина 3299/433499). Партнерами ZO являлись немецкие компании аграрного экономического сектора и торговые компании. Уставной капитал ZO составлял 500 000 рейхсмарок (RM). Однако ZO работало не с собственным капиталом, а с кредитом в 300 миллионов RM. В августе 1943 года ZO имело долгов по кредиту в 126 миллионов RM.
Как же осуществлялась деятельность ZO на оккупированных территориях? Следует отметить, что немцы сохранили структуру советской системы заготовительных предприятий (Заготзерно, Заготскот и т.д.). Но на своих условиях. Хождение рубля на захваченных территориях было сохранено, однако имело курс 10 рублей за 1 марку. По нацистской программе деиндустриализации уже к лету 1942 года были уничтожены почти все молочные заводы, зерновые мельницы, были остановлены две трети других предприятий: маслобойни, винокуренные заводы и т.д. Особый акцент был сделан на закрытии предприятий маслобойни, так как планировалось весь урожай масляных культур вывозить в Рейх на переработку и на снабжение Вермахта.
Колхозы или отдельные крестьяне должны были выполнять нормы поставок продуктов, которые были утверждены экономическим штабом «Ост» (WiStab Ost) и министерством Востока. Для видимости речь шла о «закупке». Согласно указаниям упомянутых немецких инстанций, товары стоимостью до 1000 RM должны были оплачиваться не деньгами, а среднесрочными облигациями; если цена товара была выше 1000 RM, то следовало выдавать расписки в получении, которые якобы должны были оплачивать экономические команды. Фактически, крестьяне и колхозы почти ничего не получали за свою работу, за исключением части продуктов, которая разрешалась им к употреблению. В течение всего периода оккупации имелся огромный дефицит любой готовой продукции и промышленных товаров, так как немцы в занятых областях не хотели удовлетворять потребностей населения и допускать производство товаров в существенном объеме. Немцы также не желали решать эту проблему собственным экспортом товаров в оккупированные территории. Последствием этих действий являлась сильнейшая инфляция. Было запрещено проводить оплаты товаров имперской маркой (вплоть до пфеннига).
Ценовая политика складывалась совершенно неблагоприятным образом для производителя аграрной продукции. Например, немецкое Заготсзерно платило производителю всего 25 руб за центнер зерна (ржи). Это при том, что за центнер зерна министерство Востока платило 120 руб, Вермахт – 155 руб, а имперские импортеры даже 180 руб. (все еще ниже имперских цен на 59%). Однако из этих, например, 120 рублей, производитель получал, как указано выше, только 25 рублей, так как 20 руб. получало Заготзерно, 20 руб. платилось за обработку и финансирование розницы, 15 руб. получало управление, например, генеральный комиссар Минска, и 40 руб. получали земельные общества производства (при советской власти – МТС – машинно-тракторная станция).
Разница в цене Вермахта и цене имперских импортеров получалась, прежде всего, из транспортных и складских расходов, а также из так называемых «шлюзовых» прибылей для Рейха.
Логичным итогом этой политики, кроме инфляции, явилось процветание черного рынка. Дальнейшие перспективы для восточных территорий вырисовывались в более чем мрачных тонах: уклад жизни на этих территориях превратился бы не просто в аграрный, а в исключительно отсталый характер натурального ведения хозяйства (по типу средневекового).
На схеме показаны оккупированные территории с зонами ответственности.


Источник - Christian Gerlach: Kalkulierte Morde. Die deutsche Wirtschafts- und Vernichtungspolitik in Weißrußland 1941 bis 1944. Hamburger Edition; November 2000. S. 233-241. (Все ссылки на документальные источники информации даны на указанных страницах.)

Преступления Вермахта, Waffen-SS, SD и полиции

Tags: Преступления Вермахта Waffen-SS SD и пол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments